В период с 30 сентября по 27 октября 2023 года на базе Института переподготовки и повышения квалификации специалистов Кубанского государственного университета (ИППК) реализована программа повышения квалификации «Современные подходы к реализации курсов по истории и культуре казачества: воспитательный и учебно-методический подходы в образовании» объемом 72 часа в рамках исполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по организации мероприятий, направленных на осуществление «Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы».
Слушателями стали 72 педагога классов казачьей направленности и наставников из трех субъектов Российской Федерации. Среди них – представители войсковых казачьих обществ, принимающих участие в реализации «казачьего компонента» в образовательных программах, заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций Краснодарского края, Хабаровского края и Астраханской области.
Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов и наставников в области реализации образовательных программ и учебных курсов по истории и культуре казачества в образовательных организациях с учетом историко-культурного наследия российского казачества, его традиций и духовно-нравственных практик казачьего воспитания, при этом особое значение отведено историко-культурному наследию кубанского казачества.
Обучение по программе происходило в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Обучение организовано в онлайн-формате на платформе системы дистанционного обучения КубГУ, где велась трансляция занятий, представлен весь обучающий материал.
Программа состоит из трех модулей:
- Государственная политика в области казачества и региональные особенности развития казачьего образования на современном этапе.
- Научно-методические и культурно-исторические аспекты реализации «казачьего компонента» в образовательных организациях.
- Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания при реализации «казачьего компонента».
В рамках обучения слушатели изучили:
- вопросы федеральной и региональной политики Российской Федерации в отношении казачества;
- основные сюжетно-хронологические аспекты истории Российского казачества;
- культурно-историческое наследие Российского казачества;
- опыт казачьего образования и воспитания до 1917 года;
- особенности социализации обучающихся в динамике психофизиологического развития;
- современные образовательные технологии, формы и методы обучения и воспитания;
- организационные формы и методы реализации «казачьего компонента» в образовательном процессе.
Занятия и мероприятия в рамках курсов проводили преподаватели и сотрудники факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ, факультета управления и психологии, преподаватели ИППК, а также представители организаций по направлениям деятельности:
- Матвеев Олег Владимирович, профессор кафедры истории России Кубанского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор»;
- Медянников Максим Владимирович, заместитель атамана Кубанского казачьего войска;
- Громов Владимир Прокофьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России КубГУ, атаман Кубанской казачьей Рады с 1990 по 2007 годы, казачий генерал, депутат Законодательного собрания Краснодарского края;
- Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии, Института развития образования Краснодарского края и Центра дополнительного образования Московской духовной академии, действительный член Российской академии социальных наук;
- Горожанина Марина Юрьевна, доцент кафедры истории России КубГУ, кандидат исторических наук, автор более 100 публикаций и монографий по истории Древней Руси, палеографии, истории РПЦ, истории кубанского казачества, истории русской политической мысли, исторической антропологии;
- Федина Ирина Михайловна, доцент кафедры истории России КубГУ, кандидат исторических наук, автор более 100 публикаций по история народов Северного Кавказа, исторического краеведения, истории Кубани, истории казачества, музееведения;
- Куренная Елена Викторовна, помощник проректора по научной работе и инновациям, доцент кафедры педагогики и психологии, факультета педагогики, психологии и коммуникативистики КубГУ, кандидат педагогических наук;
- Лебедина Елена Владимировна, доцент кафедры информационных систем и технологий образования ИППК КубГУ, кандидат педагогических наук, ответственный за организационно-методическое сопровождение программы.
Все обучающиеся и преподаватели были подключены к системе дистанционного обучения КубГУ с доступом к материалам курса во время обучения и после его завершения.
После успешного завершения обучения слушатели получили удостоверения о повышении квалификации установленного образца.